Существует несколько моделей сетевого взаимодействия. Наша модель основана на связи объединения нескольких общеобразовательных учреждений вокруг гимназии как наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающим достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая выполняет роль «Ресурсного центра».
Если задаться вопросом, что такое сеть, то ответ будет таким: сеть – это совокупность учреждений:
· Имеющих общие цели;
· Обладающих ресурсами для их достижения;
· Имеющих единый центр управления;
· Расположенных в конкретном муниципальном образовании.
Взаимодействие основано на равном положении разных учреждений в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных связей. По этим связям между учреждениями происходит обмен недостающими ресурсами, информацией и перемещение учащихся.
Каждое ОУ включенное в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает свои собственные возможности. За счет сетевого взаимодействия учащиеся приобретают возможность получать более разнообразный спектр образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные планы.
Основными целями деятельности ресурсного центра является повышение качества общего образования и максимально возможное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся МОУ Волгограда в изучении программ общего образования повышенного уровня.
Наша гимназия, как и многие инновационные образовательные учреждения работает в режиме развития, которые не дает возможности останавливаться на достигнутом, а требует новых творческих поисков. В результате творческого и информационного поиска, а также анализа собственного опыта педагогической деятельности и социального заказа мы убеждаемся в том, для того, чтобы быть конкурентноспособными, надо соответствовать новым тенденциям социально-экономического развития общества. Для этого необходимо максимально использовать как внешние, так и внутренние ресурсы. Инновационные процессы затрагивают все стороны учебно-воспитательного процесса гимназии. Это мощный ресурс повышения качества образования.
Что мы относим к инновационным процессам?
Инновационные процессы – это:
1. Реализация программы развития, в которой заложены направления деятельности, дающие возможность развиваться образовательному учреждению всесторонне и видеть перспективу развития.
2. Отработка и апробация экспериментальных программ на протяжении 20 лет существования гимназии. Нами отрабатывались многие экспериментальные программы, которые затрагивали все стороны учебно-воспитательного процесса:
· Новая структура управления (слайд);
· Режим работы гимназии (семестры);
· Введение новых форм организации уроков (уроки-практикумы);
· Новые формы методической работы;
· Новые учебные программы профильного обучения и мн.др.
Надо сказать, что многое отработанное нами успешно используются другими образовательными учреждениями. Но мы не стоим на месте, и это направление продолжается. Сегодня мы реализуем экспериментальные программы такие как:
· Подготовка к сдаче Международного экзамена по немецкому языку (Sprachdiplom II);
· Областная апробация новых линий учебников. Пилотная площадка по апробации учебника «Право». Издательство «Русское слово»;
· Здоровьесберегающие программы: «Комплексная стратегия профилактики ВИЧ инфекции», «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
3. Реализация воспитательной системы гимназии «Воспитательная система как фактор социально-адаптовой и компетентной личности». Реализуют эту программу классные воспитатели и классные руководители.
4. Реализуем комплексно-целевые программы:
· «Одаренные дети» (результаты данной программы вам известны) слайд «Здоровье»;
· «Здоровый ребенок» (здесь не только те программы, которые были названы выше, но и программы, которые сохраняют и укрепляют психическое здоровье ребенка. Это элективные курсы «Как стать успешным» Автор Слашкина Н.И., «Конвенция о правах ребенка» автор Борисова Е.К., «Эффективное поведение в конфликте» автор Лутовинова О.В., «Международное гуманитарное право» автор Осипова Н.Б.
· Программы дополнительного образования по семи направлениям;
· Программы профильного обучения.
5. Внедрение современных образовательных технологий:
· Технология развивающего обучения (1-4);
· Личностно-ориентированные технологии (диалоговая, игровая, задачная, тренинговая)
· Технология проектного обучения;
· Здоровьесберегающие технологии;
· ИКТ. Информационно-коммуникативные технологии.
· Модульная и др.
6. Разработка авторских программ для предпрофильной подготовки (9 кл.) и профильного обучения в 10-11 кл.
7. Освоение новых форм повышения квалификации:
· Модераторские семинары;
· Фестивали педагогических идей «Открытый урок»;
· Участие в Международных проектах, международные стажировки (все учителя немецкого языка прошли и курсы, и стажировку в Германии);
· Участие в профессиональных конкурсах, творческих отчетах, конференциях, семинарах.
8. Внедрение профессиональных педагогических объединений. Наряду с традиционными предметными методическими объединениями у нас функционируют ВТК, постоянно действующие семинары, интегрированные службы, такие как:
· Психолого-педагогическая служба. Решает проблемы диагностики, коррекции, педагогической поддержки, проводит тренинги личностного роста, развития навыков, обретения успеха. Организует и проводит имитационно-ролевые игры, так как подобные игры имитируют жизненные ситуации, ведет в предпрофильной подготовке модуль «Диагностика». Проводит консультации с родителями и педагогами.
· Медицинская служба. Обеспечивает безопасность образовательного процесса. Использует свое назначение путем исследования факторов риска. Проводит комплекс мероприятий по улучшению и укреплению здоровья.
· Информационно-аналитическая служба. Имеет свой сайт в сети Интеренет, проводит мониторинг качества образования в гимназии. Систематизирует и анализирует качество используемых в гимназии новых образовательных технологий. Проводит ежегодную диагностику педагогов.
Еще один мощный ресурс – это:
Информационно-консультативная деятельность:
· Представляем публичный доклад на сайте гимназии, отчеты отдельных педагогов в целях открытости и доступности образовательных услуг, оказываемых гимназией.
· Проводим дни открытых дверей;
· Отчетные концерты (каждый год);
· Творческие отчеты (каждые пять лет);
· Презентации;
· Участвуем в профессиональных конкурсах;
· Организуем работу опорных школ (начальная школа гимназии);
· Обучающие семинары (для ВГПУ, по заявкам или планируем);
· Мастер-классы (для всех категорий работников общие);
· Массовые спортивные мероприятия с участием родителей и общественности;
· Рассказываем об интересных и значимых делах в СМИ.
Кадровый ресурс.
Все инновации, вся научно-методическая работа невозможна без грамотных кадров. Кадровый ресурс мы рассматриваем как условие развития гимназии и в тоже время как ресурс повышения качества образования. На сегодняшний день мы имеем качественный состав педагогов.
На протяжении ряда лет гимназия входит в пятерку лучших образовательных учреждений города, участвуя в шестнадцати Международных проектах.
Высокие результаты позволили трижды принять участие в национальном проекте «Образование» и получить президентскую премию в размере трех миллионов рублей.
Своих успехов гимназия добивается благодаря творческому коллективу, в котором 118 педагогических работников, из которых:
· 87% имеют квалификационные категории;
· 2 кандидата филологических наук;
· 4 кандидата педагогических наук;
· 4 «Заслуженных учителя РФ»;
· 4 «Отличника народного образования»;
· 8 «Почетных работников образования»;
· 16 обладателей премии Президента РФ;
· 4 обладателя премии губернатора Волгоградской области;
· 5 обладателей премии мэра города Волгограда;
· 4 обладателя грамот Министерства и науки РФ.