Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 29.03.2024, 17:17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт МОУ гимназии №1Центрального районаг. Волгограда | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспериментальная работаПрограмма экспериментальной работы муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 1 Центрального района Волгограда Тема: Коммуникативно-деятельностный подход к изучению дисциплин филологического и обществоведческого циклов в условиях гимназии многопрофильной направленности: разработка технологии и апробация. Исполнители эксперимента: Педагоги центра гуманитарного образования МОУ гимназии № 1 Центрального района г.Волгограда, директор Цыбанев Николай Павлович. Научный руководитель: Профессор кафедры филологических дисциплин и
методики их преподавания ВГАПК РО, кандидат филологических наук Солодкова
Светлана Владимировна. Актуальность: Изменившиеся условия жизни, демократизация общества, с одной стороны, и конкуренция, становление рыночных отношений – с другой, выдвинули новые требования к формированию человека, специалиста, гражданина. Ответственность перед обществом и природой, востребованность и спрос, а не распределение специалистов, товаров, услуг; профессионализм, а не идеологическая ориентация; личностное отношение, а не пассивное исполнительство – эти критерии определили новый взгляд на образование, воспитание и развитие личности, выдвинули феномен деятельности человека на одно из первых мест в производственной и социальной жизни общества, в образовании и культуре. Коммуникативно-деятельностные проблемы активно обсуждались отечественной гуманитарной наукой на протяжении 80-х – 90-х годов. Среди наиболее известных стоит выделить технологии учебных коммуникаций и деятельности, разработанные в рамках инновационных философских и психолого-педагогических подходов: школ развивающего обучения (В.В.Давыдов) и мыследеятельностной педагогики (Г.П. и П.Г.Щедровицкие. Ю.В.Громыко), школы диалога культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов), школы филологической герменевтики (Г.И. и В.Г.Богины), школы преемственной смыслодеятельности (В.В.Сильвестров, Т.В.Томко), школы коммуникативной дидактики (В.И.Тюна, Ю.Л.Троицкий). Между тем методику преподавания филологии и обществоведческих циклов в целом обсуждение коммуникативно-деятельностных вопросов как-то обошло стороной. Периодически вспыхивающий интерес к коммуникативно-деятельностному подходу – свидетельство расширения инновационного поля образования и потребности интерпретировать новые варианты образовательной деятельности, содержание и формы которой постоянно изменяются во времени, хотя можно и проследить некоторые устойчивые тенденции, например, использование в обучении и воспитании реального опыта и трудовой деятельности детей и подростков, на чем издавна основываются народная педагогика и семейное воспитание. Обучение видам деятельности составляет содержание профессионального образования, активная деятельность учащихся – залог успешного обучения и воспитания на всех уровнях. В деятельности развивается психика человека, формируются его способности и личностные качества специалиста и гражданина. В ней же реализуются субъектные функции образования: развиваются сущностные силы и способности человека, позволяющие ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути; проявляются инициатива и ответственность; усиливаются возможности для личностно-профессионального роста, самоопределения, самореализации, саморазвития растущего человека. Деятельностный подход к организации учебной работы выступает в качестве общей концептуальной основы совершенствования обучения. С философской точки зрения, деятельность есть форма диалектического отражения окружающего мира человеком, мера его активности в любом отражательном процессе и в обучении в частности. Активно развивающийся в настоящее время в современной педагогике субъектно-деятельностный подход означает превращение ученика из объекта, на который влияют обстоятельства, в субъекта, господствующего над ними, в активно действующую личность на основе формирования в деятельности субъектной позиции индивида. «Человек не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности и общения». Учащийся становится подлинным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности. Обучение на основе выполнения и освоения различных видов деятельности превращается в активный учебно-познавательный процесс, перемещающий акцент с информирования ученика на самоовладение знаниями и умениями в процессе учения. Имеющийся многолетний опыт работы педагогического коллектива многопрофильной гимназии по созданию условий формирования культуры жизненного самоопределения гимназистов дает возможность для построения учебного процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода, позволяющего решать задачи, поставленные современным обществом перед школой. Из чего следует, что тема экспериментального исследования является актуальной и сегодня. Постановка проблемы: теоретическое осмысление коммуникативно-деятельностного подхода к изучению дисциплин филологического и обществоведческого циклов немыслимо без их экспериментальной апробации в практике конкретного учебного заведения. Для достижения позитивных результатов и реализации принципа системности необходимо, чтобы идея коммуникативно-деятельностного подхода охватила основную и среднюю (полную) школу. В гимназии № 1 сложились практические предпосылки, объективно способствующие организации экспериментальной работы по выше названной проблеме. Объединяющим началом, позволяющим осуществить работу на второй и третьей ступени школьного образования, является концепция гимназии, предполагающая формирование личности социально-активной, сочетающей в себе гражданственность, высокие нравственные качества и готовность к конструктивной общественно-полезной деятельности. В гимназии накоплен определенный опыт работы по формированию в коммуникативных и деятельностных компетенций, а также подходов к изучению гуманитарных предметов. Педагоги владеют и используют на уроках широкий спектр педагогических технологий: личностно-ориентированных (диалоговая, задачная, тренинговая, игровая, творческого развития), психо-интенсифицированнных (проектные, проблемные, интерактивные, опорных сигналов и др.), информационных. Однако недостаточно внимания уделяется системному подходу в реализации и выборе принципов, средств, методов и приемов обучения адекватных коммуникативно-деятельностному подходу. Объект экспериментальной работы: процесс структуирования технологических моделей коммуникативно-деятельностного подхода к изучению дисциплин филологического и обществоведческого циклов. Предмет экспериментальной работы: создание условий для реализации технологических моделей, обеспечивающих формирование у учащихся умения действовать на основе знаний в конкретной ситуации. Цель экспериментальной работы: разработка и апробация в процессе гимназического преподавания технологических моделей, способствующих формированию у учащихся коммуникативно-деятельностных компетенций. В основу экспериментального исследования положена гипотеза, согласно которой формирование у учащихся гимназии коммуникативного-деятельностных компетенций будет успешным, если:
В соответствии с постановленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи экспериментальной работы:
Ожидаемые результаты эксперимента
Сроки эксперимента: 5 лет; с января 2010 года по январь 2015 года. |
|